SEO анализ Яндекс Практикум
Сегодня мы разберем один из самых популярных образовательных онлайн-сервисов – Яндекс Практикум, посмотрим какие достаточно детские ошибки могут присутствовать даже у создателей поисковой системы №1 в России.
В данном обзоре я рассмотрел точки роста направления Английского языка (курсов) и некоторые общие проблемы на сайте, а также сделал упор именно на коммерческую часть.
1. Технические ошибки
На сайте присутствует множество технических ошибок, но большая их часть относиться к второстепенным страницам, например:
- дубли мета-тегов, в основном, относятся к страницам раздела “Карьера”, где у подкатегорий (пример: https://practicum.yandex.ru/promo/hr/b2b-marketing-manager и https://practicum.yandex.ru/promo/hr/systems-analyst и у остальных) и конкретных вакансий одинаковые мета-теги;
- ошибки и редиректы в ответах сервера больше относятся к блогу, но есть даже на главной, например, в подвале ссылка без / на конце https://practicum.yandex.ru/b2b (и это одна из частых проблем);
- относительно большое количество исходящих ссылок с ошибками, которые находятся, в основном, в разделе отзывов.
но есть и ошибки массовые и связанные с основными страницами, например:
- на странице https://practicum.yandex.ru/english/ тег canonical проставлен не совсем корректно, на многих других ключевых страницах данный тег совсем не проставляется, например, https://practicum.yandex.ru/catalog/data-analysis/ не указывает сам на себя и даже не проставляется на url с get-параметрами и с этим связана еще одна следующая проблема;
- url с get-параметром жестко закрываются в файле robots.txt директивой “disallow: /*?*”, что дает жесткое правило поисковым роботам не заходить и не индексировать данную страницу совсем. Я бы рекомендовал использовать вместо этого сочетание тега canonical на url без get-параметра и метатега robots со значением “noindex, follow”. За счет первого основному url будут передаваться все данные, которые будут считываться поисковыми системами для get-параметров, а за счет второго поисковый робот все равно сможет заходить на данную страницу, переходить с нее на другие страницы по ссылкам внутри.
Вывод: для сайтов с индивидуальной разработкой, и над которыми работает много специалистов, риск появления технических ошибок увеличивается. Это ведет к ухудшению индексации, даже если технические ошибки относятся к второстепенным страницам, например, у компании не стоит цель продвигать раздел с вакансиями в поисковых системах, но на индексацию страниц тратится Crawl-бюджет, что можно было бы избежать, закрыв такие страницы метатегом robots. Чтобы своевременно исправлять новые ошибки необходимо периодически проводить полный технический аудит сайта, а для избежания повторений ошибок необходимо составлять инструкции для сотрудников, работающих с сайтом, на основе частых ошибок.
2. Расширение структуры
Сейчас каталог курсов по английскому не велик, а спрос на них очень разнообразен и растет. Из ярко выраженных направлений сейчас я вижу:
- расширение по гео (названиям городов в запросах), например, “курсы английского в екатеринбурге”. И такие запросы собирают непосредственные конкуренты, например, Skyeng. Из-за не совсем однозначного интента данный запрос является отчасти коммерческим, отчасти информационным. Так Скайэнг собирает пользователей и по тем и по другим запросам, например, за счет коммерческой страницы https://skyeng.ru/programs/geo/kursy-anglijskogo-v-ekaterinburge/ и за счет информационной, с явным выделением собственных курсов https://skyeng.ru/articles/kursy-anglijskogo-ekb/.
- расширение по различным кластерам запросов, например, сейчас похоже есть условное разделение по уровням, но минимум 1 из 3 страниц не совсем отвечает этому разделению, а именно, продвинутый уровень (https://practicum.yandex.ru/english/unlimited-6900-2/) оптимизирована под запрос “практика разговорного английского” который тоже достаточно интересный, с точки зрения привлечения трафика, но не совсем подходит в эту квалификацию. Кроме того, существует мини-разделение по работе, но там сами страницы имеют одинаковые Title и практически не оптимизированы для продвижения. На данный момент, немного изучив спрос и конкурентов, но без погружения в текущие продукты, я могу предложить структуру такого вида:
Вывод: необходимо подробно изучить коммерческий спрос в тематике и спроектировать структуру посадочных страниц для продвижения всех релевантных кластеров запросов.
3. Улучшение функциональности
Сейчас раздел английского языка один из самых бедных по функционалу на сайте, среди других коммерческих программ. Я перечислю несколько явных проблем и пути их решения:
- Первый экран — должен содержать
самые “жирные” предложения, потому что только здесь будет сосредоточено
максимальное количество пользователей, заходящих на страницу (дальше со
скроллом мы неизбежно будем их терять), поэтому нам нужно постараться получить
лид сразу же. Для этого необходимо:
- Добавить лучшие УТП;
- Добавить лучшие предложения, например, минимальную цену курса, если она лучше конкурентов или максимальную скидку “Скидка до 70%”.
- Добавить самую эффективную форму/кнопку захвата лидов, например, “Попробуй бесплатно”.
сейчас первый экран на стандартных мониторах имеет только заголовок и тематический баннер и даже до первых УТП нужно немного проскроллить, а первая форма захвата лидов находиться в районе середины страницы. Цен на данной странице нет совсем. На других подстраницах ситуация лучше, но по сравнению с разделом программирования не так хороша.
- Листинг курсов — можно разработать аналогичный блок листинга, как в разделе https://practicum.yandex.ru/catalog/programming/ на основе составленной в структуры и с использованием аналогичных фильтров из схемы структуры. Так пользователь сможет быть более вовлечен в процесс выбора курса и это сделает его выбор более понятным и осознанным. Похожий функционал есть и у конкурентов, например, https://skyeng.ru/programs/
- Структура курса — это относится к конкретным курсам, но одна из основных информаций для посетителя при выборе курсов это то, что он в себя включает, а именно: сколько уроков, какие форматы, какие блоки, какие в них задания и так далее. Это очень хорошо расписано, например, на внутреннем курсе Python-разработчика https://disk.yandex.ru/i/SxiWnhYDmv-lcQ или аналогичную программу можно увидеть у конкурентов https://skyeng.ru/programs/anglijskij-po-urovnyam/beginner/
- Разнообразие форм захвата лидов — обязательно нужно экспериментировать с этим и добавлять различные формы захвата лидов, потому что одним будет удобно пройти небольшой опрос, другим просто оставить телефон, третьим сделать выбор уже на сайте, кого-то можно заманить скидкой с ограниченным временем действия, кому-то может помочь онлайн-консультант и так далее.
- Для улучшения CTR курсов в поисковой выдаче Google можно добавить несколько микроразметок, например, FAQPage или Event увеличат и разнообразят представление сайта, а Product с ценой или диапазоном цен (если они конкурентоспособная) и рейтингом, еще и будут привлекать за счет преимущества, что в сумме привлечет больше внимания пользователей. Для этого можно на самой странице разместить блок с вопросами и ответами и добавить к блоку “Что говорят о нас студенты” возможность оставлять рейтинг и агрегатировать его.
Далее вкратце перечислю блоки, которые могут быть полезны пользователям:
- блок с возможными акциями и скидками (например, у того же курса по Python заявлен возврат денег);
- блок “Чему я научусь на курсе”;
- блок с преподавателями курса;
- видеоотзывы, возможно даже от знаменитых выпускников;
- преимущества “Яндекс Практикум”;
- интересные цифры “пузомерки” – сколько преподавателей, сколько выпускников, сколько проведено занятий и т.д.;
- блок со статьями, полезными для выбора курса;
- блок с различными около тематическими сервисами, например, тесты, тренажеры;
- перелинковка между похожими курсами, если данный не подошел.
Вывод: для более детальной проработки функционала необходимо провести несколько анализов: коммерческих факторов в сравнении с конкурентами, анализ-Usability, анализ мобильной версии сайта, подготовить прототипы и примеры улучшения.
Комментариев нет